Наброски к небольшому эссе по качествам и особенностям различных народов. Основное сравнение проводится между "русскими" и "американцами".
У русских есть довольно уникальное качество, которое можно описать примерно как "способность создавать связи с другими объектами как с частью себя", при этом реализация данного качества воспринимается как высшее счастье.
Отсюда все особенности русского менталитета.
Поскольку мир иерархичен (т.е. в социуме одновременно живут люди разных этапов развития), то наиболее естественной и эффективной формой взаимоотношений будет соединение высшего с меньшими как с "частями себя" в той или иной степени. Такие отношения извне выглядят как некое "рабство", однако изнутри они скорее напоминают отношения матери и детей: высшие находят своё счастье в заботе о развитии и благополучии меньших, те же для реализации связи отдают высшим свою свободу воли. В наиболее яркой форме такие отношения реализуются в идеальной патриархальной семье; в меньшей степени - в идеальном отношении власти и народа. Разумеется, нынешнее российское общество крайне далеко от всех этих идеалов, но целью, к которой надо стремиться, в глубине русского сознания считается как раз такая "иерархия в любви".
Поскольку данное качество люди распространяют и на окружающий мир, то отсюда русское ощущение себя как "хозяина земли", т.е. восприятие себя как имеющего право на весь мир. Тем самым мир представляется не как "набор участков с частной собственностью", а как принадлежащий каждому человеку на правах совместной собственности с другими. Отсюда знаменитое русское пренебрежение к праву частной собственности.
На указанные проявления данного качества накладывается множество внешних влияний от государственной идеологии до законодательства и социальной ситуации. Поэтому эти проявления следует воспринимать именно как идеалы, как то, что для русского в глубине души является высшим счастьем.
Так, если сравнивать русского с типичным западным человеком - "американцем", то получится следующее.
Для американца естественна такая структура общества, при которой "никто никому не хозяин", и каждый отвечает за себя - но и только за себя.
Для русского естественна такая структура общества, при которой "все друг другу хозяева": т.е. у каждого есть высший, который может и должен решить его проблемы и заботиться о нём, и есть меньшие, решать проблемы которых должен уже он - т.е. "ты отвечаешь за своих, а за тебя самого отвечает тот, кто выше тебя".
Для американца власть - это в первую очередь средство подавления и принуждения, организации общества для совместной жизни под влиянием превосходящей силы. Чтобы избежать злоупотреблений, её можно и нужно укрощать (демократия), однако эта самая власть является основой общества, удерживающей его от "войны всех против всех" - отсюда требование законопослушности.
Соответственно, самая кошмарная власть для американца - это власть неограниченная, без всяких законов, ибо никаких препятствий у такой власти для полного и быстрого ограбления подчинённых не видится.
Для русского власть - это в первую очередь средство заботы о нём и о его развитии, средство организации иерархии в обществе. При этом факт неограниченности такой власти считается даже положительным явлением, однако на первое место выходит выполнение властью своей функции заботы, контроль за которым, однако, русский возлагает на ещё более вышестоящий уровень (царя, правителя). Для такой власти главное - не форма, а суть выполняемых ею действий - отсюда несколько пренебрежительное отношение к закону, ибо не на законе основывается структура общества, а на личной власти властителей.
Соответственно, самая кошмарная власть для русского - это та, которая о нём не заботится. Заботливой власти прощается многое, власти же, которой наплевать на народ, не прощают ничего. Именно в этом причины ненависти народа к ельцинскому времени, в этом же основные причины революции 1917 года.
(Это видно даже по языку - в английском языке слово "power" имеет то же значение, что и "сила", мощь", "могущество", а что станет с теми, кого имеющий силу покорил, в принципе неважно. В русском языке слово "власть" происходит от слова "владеть", т.е. имеющий власть владеет подчинёнными, что неразрывно связано с ответственностью за них, с заботой о них - в идеале, конечно.)
Для американца естественна такая структура общества, при которой у каждого есть в собственности его тело и некоторая часть материальных ценностей, на всё же остальное он права не имеет.
Для русского естественна такая структура общества, при которой он имеет полное право на всё вокруг на правах совместной собственности с другими людьми. Отсюда терпимость русских к нарушению частной собственности (это ж всё равно общая собственность, просто временно взятая одним из людей).
Для американца граница "себя" - это его тело и его личность. Всё остальное для него всегда останется "внешним миром", с которым можно как-то взаимодействовать, но не более того.
Для русского граница "себя" может проходить где угодно, в том числе и по окружающему миру, при этом степень этой "свойственности" для разных объектов мира может быть различной, а сами границы могут пересекаться. Отсюда отсутствие у русских людей потребности в privacy, в "частной жизни", это может потребоваться лишь в прикладных, а не принципиальных целях (скрыть что-то конкретно важное, но не более того).
(Это качество русских следует отличать от психологии людей примитивных обществ, которые, не наработав личность, считают в первую очередь себя - частью окружающей природы и зачастую не ощущают границ "себя". Русское качество - иное: не "я - часть мира, т.к. не имею личности", а "мир может быть частью меня, я же могу, сохраняя свою личность, быть частью другого".)
Вышеупомянутое качество даёт еще такую особенность сознания, как обретение высшего счастья в "построении своего мира", т.е. части окружающего, наиболее тесно связанной с человеком, ставшей "его частью". Отсюда столь тесная привязанность русского человека к "родному дому", очень сильная привязанность к собственной семье и своим близким, патриархат или матриархат в семье (но ни в коем случае не равные отношения). Отсюда же и крайне трепетное отношение русских людей к "своей земле" (которая воспринимается как "часть себя"): издревна самые жёсткие конфликты в русском обществе происходили из-за "земляного" и "квартирного" вопросов.
Различие между русскими и "западными людьми" лежит в области наивысших ценностей, т.е. того, что считается счастьем, а значит - и нормой, и идеалом. Для западного человека такое высшее счастье - неограниченные исключительные права собственности на себя, на свои тело и личность (свобода) плюс возможность пользоваться максимальным количеством материальных благ. Для русского человека такое высшее счастье - владение и подвластность. Владение своим собственным "миром", состоящим как из других людей, так и из материальных благ, владение всем остальным миром (в совместной собственности с остальными людьми), подвластность тому, кто будет о нём заботиться.
Русский находит высшее счастье в "создании своего мира как части себя" (будь то семья, будь то дело, будь то свой дом) и в своём вхождении в мир более высшего порядка (церковь, империя). Если ему не удаётся это сделать - он будет несчастен. Оттого насаждение западных ценностей в РФ приводит к крайне сильному недовольству народа: нам они не просто не нужны - нам они неприятны, ибо по сути мешают самореализации и достижению счастья. Полное неоднократное отвержение либерального проекта (как в 1917, так и в 2000-х) тому лишнее доказательство.
Для американца семья - это некое партнёрство, основанное на совместных удовольствиях и совместном деле (выращивание детей). В таком партнёрстве очевидно стремление к равенству, т.к. нарушение такого равенства приводит к эксплуатации одного партнёра другим.
Русские тоже могут создать "партнёрскую" семью, но им она неинтересна, она не даёт полного счастья. Поэтому для русских естественно стремление к патриархальной семье, т.е. к той, в которой есть высший, определяющий жизнь семьи и заботящийся о меньших фактически как о "частях себя", и меньшие, которые живут в любви и заботе со стороны высшего, при этом полностью ему подчиняясь (опять-таки - говорим об идеале, о том, "чего бы хотелось"). Общепринятой нормой признаётся главенство мужчины в семье (для чего мужчина должен реально превосходить женщину по личностным, интеллектуальным и иным качествам), но на практике точно такая же модель нередко реализуется в форме матриархата (женщинами с выраженными лидерскими качествами либо в случае нехватки мужчин или их низкого уровня развития).
Отсюда распространённые брачные ожидания мужчин и женщин: по сути мужчина ищет женщину, которая могла бы стать такой "частью его мира" (для чего была бы ниже его уровнем и любила бы ему подчиняться), а женщина ищет мужчину, который бы её любил и всячески о ней заботился (по сути как о любимом ребёнке). Это идеалы, имеющие своим источником упомянутое "русское качество" и очень глубоко лежащие в сознании.
Для американца личное насилие и прямое управление сознанием - это вмешательство в "святая святых": в его тело и личность, такие действия воспринимаются им как абсолютное зло, т.к., по его мнению, никто не имеет права на его личность и тело.
Русский такое насилие и такое управление воспримет как не более чем один из инструментов, и вопрос будет стоять лишь в целях и результатах его использования - ибо в восприятии русского на его тело и личность высшие вполне имеют право, но только с целью заботы и помощи либо с целью обеспечения выживания всего общества в форс-мажорных обстоятельствах. Отсюда всевозможная терпимость русских к насилию и готовность к жертвам: это не более чем ожидание последующих заботы и вознаграждения. Отсюда и терпимость русских к наказанию детей - тело и личность ребенка отнюдь не воспринимаются как "его безраздельная собственность", а, напротив, представляются объектом родительской заботы. Если использовать художественные образы, то ближе всего к "высшему счастью" и "идеальному миру" русского человека (т.е. тому, к чему он осознанно или неосознанно стремится) является образ "тела". В идеальном варианте русский - это "часть тела" высшего и, в свою очередь, включает в себя меньших как свои части. Остальное отсюда следует: как человек заботится о своей руке, как питает её, защищает и развивает, также и русский хочет, чтобы высший заботился о нём. Но как рука слушается всего тела - также и русский готов подчиняться высшему и ждёт такого же подчинения от меньших.
Однако следует помнить, что всё вышесказанное является в первую очередь чем-то вроде "представления о норме", а не описанием реально существующей ситуации. Скорее можно сказать, что "если представится возможность, то русские будут стремиться именно к таким взаимоотношениям, как описаны выше". Далеко не все русские люди осознают свои глубинные пожелания и стремления, но по сути они именно таковы.
Кроме того, в среде общественно активного населения РФ довольно много по сути нерусских людей, для которых оптимальной представляется именно западная модель общества. Они обычно очень плохо относятся к настоящим русским - из-за непонимания. Поэтому всё вышесказанное относится лишь к людям, "русским по духу" (а не просто к "живущим в России").
Русское общество - иное, чем Запад, в своих высших ценностях, т.е. в том, что человек считает самым большим мыслимым для себя счастьем. Поэтому русские будут стремиться к совершенно иным идеалам, чем те же американцы: то, что для американца будет раем, для русского будет весьма неудобной и некомфортной жизнью; в то же время в раю для русского американец не сумеет адаптироваться и почувствует себя как в аду. Именно поэтому русским не нужна "свобода" (как принцип) - им нужны забота высших и власть над меньшими; такая "свобода" же может рассматриваться лишь как средство временно уйти из-под власти того высшего, который не обеспечивает им нужный уровень заботы о них, или каким-то образом на него повлиять (тот самый "русский бунт, бессмысленный и беспощадный"). Это не "отсталость" и не "неразвитость" - это просто другой мир, другая жизнь, другая именно в своих идеалах и основных принципах. И любые попытки навязать этому миру другие ценности приведут к совершенно непредсказуемым результатам.
(Лично я думаю, что упомянутое "русское качество" - это новый положительный эволюционный признак, позволяющий создавать гораздо более эффективные общества, чем ранее, но и требующий для своего полноценного проявления большего количества необходимых условий.)
Взято здесь